Русский язык

ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО!!!
5 класс
агр[р̓]ессия
алфави́т
ате[тэ]льé
бáнты
баловáть, балýю, бало́ванный
бензопровóд
включи́т, включи́шь
вручи́т
выздоровею, выздоровеешь
газопровóд
группа инженеров, офицеров,
грущу по вас
две пары сапог
двое ботинок
директор – директорá (мн.)
добы́ча
до́верху
договор – догово́ры  (мн.)
доктор – докторá (мн.)
до́низу
доскá, у доскú, на дóску
досу́г
до́суха
жалюзи́
за́темно
звонúть, звонúшь, звонúт
Извиняюсь→ Прошу прощения.
инженер -  инженéры (мн.)
инт[тэ]ерьер
каучýк
кафé[фэ]
кашнé[нэ]
квартáл
киломе́тр
кла́ла
конеч[ш]но
копúровать
кофе – муж.род; доп. ср.род
кра́ны
красúвее
ле́кторов
месяц – месяцы (мн.)
много апельсинов, мандаринов,
       помидоров, томатов
много дел, яблок, мест,  макарон,
много тре́неров, шофёров
много носков


много чулок, валенок, сапог, ботинок моноло́г
начáть, нáчал, началá, нáчали
начáться, началсяˊ, началáсь
Нет времени.
нефтепровóд
офицер – офицеры
песни грузин, осетин, армян, молдаван, цыган, солдат, партизан
планёр (плáнер доп.)
платó
повторúть, повторúт, повтори́м
положúть, -жúл, -жý, -óжишь
поняˊть, пóнял, понялá
прúбыл – прибылá прúбыл - прибыˊть
профессор  -  профессорá (мн.)
пустяч[ш]ный
путепровóд
рáзвитый ребенок
развитóй язык
ре[рэ]лé
свёкла
свите[тэ]р
с[с̓]ессия
сквореч[ш]ник
Сколько времени?
скучает по вас
скучный [шн]
сли́вовый
создáть, сóздал (создáл- доп.), -лá
спортсме[м̓э]н
столя́р – столяры́ (мн.)
сре́дства
те[тэˊ]ннис
тирé[рэ]
торт, тóрты
тоскуешь по нас
тренер – тренеры (мн.)
тюль – муж.род
хозя́ева
ша́рфы
шимпанзé[зэ]
шофер – шофёры (мн.)
щавéль
экспе́рт
языкóвая (колбаса)
языковóе (явление)
яич[ш]ница



Безударные проверяемые гласные в корне


далекая (даль) долина (дол)
накалить утюг (накал)
раздаваться (раздаться) в тишине
землетрясение (тряска, «е»-соед.гласная)
поразительный вид (зараза)
поласкать (ласка) щенка
иссякал (иссяк) интерес
флаг развевается (веять)
посветить (свет) фонарем
обижать (обида) товарища
переживать (жить) наслаждение (услада)
сторожка (сторож) лесника
умолять (молит) о прощении
скрепить (скрепка) договор
жевать (жёваный) хлеб
отсекать (сёк) верхушки (верх)
поглощать (глотка) приносимое (носит)
сплотить (оплот) единомышленников (един)
цветы увядали (увяли)
вилась (виться) тропинка (тропка)
громадный (огромный) дуб
запевать (петь) частушки (часто)
резные (резать) плавники
расчищать (чисто) двор
посидел (сидя) на скамейке
известить (весть) письмом
уварились (варка) грибы (гриб)
зализать (лижет) рану
вязкая трясина (тряска)
полемизировать (полемика)
обрамление (рамка)
выглядеть (глянуть)
покорять (покорный)
образцовый  (образчик)
разлиновать (линия)
извинение (невинный)



путешественник («е»-соед.гласная)
пешеход («е»-соед.гласная)
преподаватель (преподать)
наколоть (колет) дрова
щипал (щиплет) мороз
полоскать (полощет) полотенце
чистоплотный (чистая плоть)
честолюбивый (честь любит)
запивать (пить) лекарство
растение развивается (развитие)
обежал (бег) вокруг дома
посвятил (свято) книгу кому-либо
пристежной (пристёгивать) воротник
обнажить (наг) голову
уплатить (плата) долги
увидать (увидеть) из окна
предвещало (весть) метель
пристяжной (стяжка) жеребец
спросить (спрос) у старожила (старый)
умалять (мал) достижения (достиг)
скрипят (скрип) дровни
зарождается (род) рассвет
погромыхивает (гром) в небе
сожалеть (жалость) о потере
укротить (кроткий) зверя
приближаться (близко) к дому
поседел (сед) от старости
соединил (единый) провода (провод)
проглотил (глотка) краюху (край) хлеба
залезать (лезет) на дерево
одобрительный (добрый)
отштрафовать (штраф)
 постигать (постигнуть)
пастух (пас)
неиссякаемый (иссякнуть)
нагромождать (громоздкий)


Из сочинений учеников 5 «ВГ» класса.

     Задание. Исправь речевые (Р), фактические (Ф) и грамматические (Г) ошибки. Запиши исправленный вариант.

Пан собрал тростник из его возлюбленной и склеил их в одну.
При входе в музей я увидела великие слова Глинки. Они выражали всю любовь и эпичность автора.
Девятнадцатого сентября мы поехали в музей имени Глинки, он стоит на улице знаменитого писателя Фадеева.
Этими скрипками можно было играть и танцевать.
Первые инструменты были гусли и гудок.
Нам сначала рассказали про инструменты России: гусли, балалайку, домру. В следующем зале нам рассказали про инструменты мира.
19 сентября мы пошли в музей имени Глинки. Который находится на улице Фадеева - знаменитого писателя.
Народные инструменты – это орган, трещотки, ложки, гусли. 
Барабаны – это круг, где очень много разновидностей барабанов.
Трембиту можно услышать до десяти метров. 
19 сентября мы пошли в музей. Он был назван в честь известного писателя.





Стили речи русского языка

Стиль
Сфера употребления
Функция (задача) в речи
Языковые средства
Разговорный
Неофициальная,
непринуждённая обстановка
(в быту).
Общение (обмен
мыслями, мнениями,
впечатлениями).
Речь эмоциональная, насыщенная языковыми ср-ми субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).
Лексические средства: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.
Морфологические средства: междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмоциональной оценки, усечённые формы существительных и глаголов (Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).
Синтаксические средства: диалог, неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудит., вопросительные и восклицательные предложения, простые бессоюзные предложения.
К

Н

И

Ж

Н

Ы

Е
Официально-деловой

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)
Точная передача деловой информации практического характера
Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.
Лексические средства: слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждане, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на
-ение (применение, выполнениеобеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся, с целью ознакомления и др.
Морфологические средства: сложные союзы (ввиду того что; благодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги (в целях, в течение, на счёт, в свете и др)., числит., слова должен, обязан, необходимо, а также глаголы в форме инфинитива.
Синтаксические средства: прямой порядок слов, повествовательные предложения, распространенные, с причастными оборотами и большим количеством однородных членов, выполняющих функцию уточнения.
Научный


Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады и др.)
Сообщение науч-ной информации


Слова в прямом значении, нет эмоциональности, термины, специальные фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в которых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.
Публицисти-ческий

Общественно-политическая жизнь общества (митинги, собрания, статьи в газетах, журналах)
Воздействие на слушателя (читателя) с целью формирования у него определённых отношений к тем или иным проблемам. Средство воздействия – логические выводы.
Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.
Лексические средства: торжественная лексика (держава, воздвигнуть), многозначные слова, слова в переносном значении, эпитеты, гиперболы, метафоры, сравнения (вечно живут, величайшее богатство), сочетание книжных и разговорных слов.
Морфологические средства: глаголы в повелительном наклонении, с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.
Синтаксические средства: обращения, риторические вопросы, восклицательные предложения, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.
Художествен-ный
(стиль худ. литературы)

Словесно-художественная сфера деятельности.
Воздействие на читателя, его чувства и мысли путём создания образов, картин жизни.
Все средства выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др.  Использование всех типов речи (повествование, описание,  рассуждение) и языковых средств, присущих другим стилям.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
·         осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
·         освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
·         осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
·         понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
·         способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
·         готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные знания и умения
Речевая деятельность:
аудирование (слушание):
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
2. Содержание курса русского языка в 5 классе:
Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
      Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
     В программе реализован системно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление системно-деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
     Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
     Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
     Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
   
 Система оценивания по  русскому языку (ФГОС)
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.
При оценке ответа ученика учитывается:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.
2. Оценка диктантов
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).   
К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки (учитель выставляет «0-0» после текста, где первая цифра обозначает количество орфографических ошибок, вторая цифра – количество пунктуационных) .
Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные («2-2», «1-3» и т.д. после текста).
Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки («4-4»), или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1" . В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
Оценка словарного диктанта:
О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".
3. Оценка сочинений и изложений
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).
    Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:
 Оценка
Основные критерии оценки
 Содержание и речь
Грамотность
 1
 2
 3

 "5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
 Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

  "4"

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
 Допускаются:
• 2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

"3"

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
• орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 

  "2"

1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
 Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
  "1"

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
 Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

 Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
 При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.    
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки («Ф» на полях):
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки («Л» на полях):
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки («Р» на полях):
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
1) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
2) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
3) стилистически неоправданное повторение слов;
4) неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:
Иванов закинул удочку, и она клюнула;
5) неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки  («Г» на полях)- это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Разновидности грамматических ошибок
·         Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
·         Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.).
·         Синтаксические:
а)    ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)    ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.


Требования к тетради по русскому языку

1.    Писать аккуратным, разборчивым почерком.
2.    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для творческих работ):
                   Тетрадь
для работ по русскому языку
  ученика (цы) 5 "ВГ" класса
          ГБОУ Школа 1231
              ЦАО г.Москва
            Иванова Петра.
3.    Соблюдать поля с внешней стороны.
4.    Указывать дату и место (домашняя или классная работа) выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:
Десятое сентября.
Домашняя работа.
5. Писать на отдельной строке название темы урока без кавычек, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ):
 Правописание О-Ё после шипящих и Ц.
6. Обозначать номер упражнения:
Упражнение 35.
7. Указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.).
8. Соблюдать красную строку.
9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
10. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
11. Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или зеленой ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.
12. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки. Замазкой и стирающейся ручкой пользоваться нельзя!
13. Перед началом домашней работы делать работу над ошибками. Записывать правильно слово, словосочетание, предложение, объясняя орфограмму графически (пример см. на форзаце учебника) карандашом или зеленой ручкой, в скобках написать № орфограммы (см.форзац) и обозначать морфему, в которой находится орфограмма. Например:
Коси́ть –к͇о́сит (1)
После работы над ошибками отступить 2 линейки.
14. После каждой работы на отдельной строке писать слово «Почерк:» для выставления отметки за почерк: Почерк:
15. Если в упражнении пропущена буква, то обязательно нужно объяснить графически условия выбора орфограммы (см. пункт 13) карандашом или зеленой ручкой.
16. В упражнениях обязательно выделять грамматическую основу.

Русский язык 5 класс
     Учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 5 класс.
 Для уроков русского языка рекомендуется иметь:
1.      Г.А.Богданова. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса в 2-х ч. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР».
2.      Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА. – м.: Интеллект-центр.
3.      Тетрадь 48 листов в обложке (клетка или линейка) для записи теоретических сведений по русскому языку.
4.      2 тетради 12 листов в линейку для домашней и классной работы.
5.      Тетрадь для контрольных работ 18 листов (для всего класса одного цвета, в обложке).
6.      Тетрадь для творческих работ 18 листов (одного цвета для всего класса, в обложке).
7.      Скоросшиватель формата А5 с файлами А5 для памяток.
8. 2 цветовыделителя (синего и зеленого цвета); красную, зеленую шариковые ручки, черную гелевую ручку, клей-карандаш, линейку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий